База знаний Агентства по развитию малых территорий "Цель11"

17 Целей устойчивого развития: как обстоят дела в России?

Цели Устойчивого Развития
Российские активисты в июле 2020 года опубликовали обзор, в котором проанализировали, как страна выполняет 17 Целей устойчивого развития. Важно, что этот доклад отличается от государственной позиции. В национальном обзоре акцент сделан на успехах, в гражданском – на реальных проблемах. Гражданское общество призывает к большей амбициозности и предлагает свои решения.

О Целях устойчивого развития

В 2015 году Организация Объединенных Наций (ООН) представила 17 глобальных Целей в области устойчивого развития (ЦУР). Официально документ называется «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Государства-члены, включая Россию, одобрили эти цели и пообещали «исцелить» планету, избавить человечество от нищеты, голода и неравенства.
В 2020 году Россия впервые отчиталась о реализации целей устойчивого развития, представив Добровольный национальный обзор (ДНО). Работу по подготовке официального обзора координировали эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ.

Что такое гражданский обзор?

Во многих странах гражданское общество готовит также альтернативные обзоры (Добровольный гражданский обзор, или ДГО) о реализации целей устойчивого развития. Решение о подготовке такого доклада не спускается «сверху». Это инициатива снизу, от активных людей, которым «не все равно».
Летом 2020 года в России опубликован первый гражданский обзор «2020-2030: Десятилетие действий ЦУР. Вызовы и решения».

Альтернативный обзор в России готовили гражданские активисты, профильные НКО и эксперты. Инициатором и координатором выступила команда Коалиции за устойчивое развитие страны (КУРС). Коалиция также организовала масштабную кампанию. Ее цель – вовлечь общество, создать дискуссию и собирать предложения. У каждого была возможность присоединиться к работе над обзором, прочитать рабочую версию и внести свои предложения по улучшению. Коммуникационный проект +1 (Плюс Один) подготовил приложение к обзору – примеры ЦУР в России.

В чем отличия между официальным и гражданским обзорами?

Официальный обзор выстроен вокруг ключевых успехов России в достижении каждой цели. Гражданский же обзор показывает ситуацию более комплексно и многогранно. Независимые эксперты обозначили не только успехи, но и «тонкие места», ключевые проблемы и вызовы. Приведем примеры.
  • Национальный обзор сообщает о ликвидации крайней нищеты (ЦУР1). Речь идет о проводимой в стране эффективной политике в сфере борьбы с бедностью, о снижении к 2024 году национального уровня бедности в 2 раза. Авторы гражданского обзора утверждают, что в стране нет четкого плана действий, как вдвое сократить уровень нищеты; что достижение ЦУР1 предполагает структурную перестройку экономики. По мнению авторов ДГО, помимо борьбы с крайней нищетой, важно улучать условия для малообеспеченных граждан. В стране много различных социальных пособий, но важна и их адресность: «75% социальных выплат в России выделяется без учета доходов получателей, и только четверть идет нуждающимся», – подчеркивают независимые эксперты.
  • По ЦУР3 (Хорошее здоровье и благополучие) в официальном обзоре приведены данные о снижении смертности, зафиксирована «устойчивая тенденция к росту» ожидаемой продолжительности жизни при рожденииВ гражданском обзоре эксперты смотрят шире. Продолжительность жизни растет, отсюда старение населения, а должного внимания охране здоровья старшего поколения не уделяется. Существенный барьер на пути достижения цели – недофинансирование системы здравоохранения. Многие уязвимые категории населения не имеют доступа к качественному лечению.
  • По ЦУР6 (Чистая вода и санитария) в официальном докладе сказано так: «В 2018 году 90,3% домохозяйств были обеспечены централизованным водоснабжением (+3,6 п.п. к 2014 году)». Авторы гражданского обзора смотрят на эти же данные через призму потребностей конкретных людей: «12,3 млн соотечественников не имеют доступа к централизованному водоснабжению».
В официальном обзоре часто перечислены декларативные документы и национальные приоритеты. Гарантии, закрепленные в Конституции РФ или национальных доктринах, стратегических документах. Авторы гражданского обзора описывают ситуацию с реальным правоприменением, анализируют наличие и эффективность механизмов для достижения декларируемых целей. Например:
  • Национальный обзор сообщает о рациональном обращении с отходами в России, о снижении уровня загрязнения воздуха, на которые направлен национальный проект «Экология» (ЦУР12 – Ответственное потребление и производство). Авторы гражданского обзора констатируют несоблюдение на практике приоритетов госполитики. «Нацпроект «Экология» предусматривает лишь строительство мощностей по сортировке смешанных ТКО и их переработке. Поправки в закон «Об отходах производства и потребления» приравнивают сжигание отходов к переработке», – отмечают независимые эксперты.
  • Официальная позиция: «Российская Федерация является правовым государством, в котором созданы все условия для обеспечения прав, свобод человека и гражданина, а все общественные отношения подчинены нормам права и основаны на верховенстве закона» (ЦУР16 – Мир, правосудие и эффективные институты). Независимые эксперты отмечают: «Чтобы обеспечить равенство перед законом, необходимо снижать уровень коррупции, повышать информационную открытость госорганов, создать систему доступной и эффективной правовой помощи, отменить законы, ограничивающие свободу собраний, объединения и совести».
  • Авторы официального обзора декларируют: «Долгосрочный экономический рост может основываться только на устойчивом и сбалансированном подходе» (ЦУР8 – Достойная работа и экономический рост). Представители гражданского общества анализируют имеющиеся возможности: «Достижение достойных условий труда возможно при наличии эффективных механизмов отстаивания прав и расширении полномочий государственных и профсоюзных инспекций труда».
Национальный обзор делает акцент на экономических показателях (ускорение темпов прироста ВВП, темпов роста инвестиций в основной капитал, пассажиро-километры). Представители гражданского общества – больше на экологии, потребностях конкретных людей, на уязвимых группах, которые могут «выпадать» из общей картины. Так, в ЦУР8 (Достойная работа и экономический рост) это сложности с трудоустройством людей с инвалидностью; отсутствие механизмов защиты нелегальных трудовых мигрантов; неравенство в заработной плате мужчин и женщин.
В официальном обзоре много внимания уделено объемам предпринимаемых усилий в направлении ЦУР, вложенным средствам. За успехом нередко стоят показатели из светлого устойчивого будущего - результаты, которые только планируется достичь, согласно планам национальных проектов, государственных программ. Независимые же эксперты анализируют текущую ситуацию, достигнутые результаты «здесь и сейчас», наличие дорожных карт достижения планируемых результатов. Например.
  • В официальном обзоре сообщается о достижении ЦУР10 (Уменьшение неравенства): «Россия ведет постоянную работу над сокращением уровня неравенства как внутри страны, так и за ее пределами посредством программ содействия развитию». Представители гражданского общества оценивают результаты усилий: «Несмотря на некоторые достижения в социальной политике, Россия остается страной, где нарушаются права людей с инвалидностью, детей, мигрантов, коренных народов, ЛГБТ и религиозных меньшинств».
Национальный обзор строится вокруг количественных показателей, для гражданского общества важно и качество.
  • Не только то, сколько строится новое жилье, но и в какой мере застройка соответствует современным стандартам качества городской среды и развитости инфраструктуры (ЦУР9, ЦУР11).
  • Официальный обзор перечисляет успехи России по ЦУР2 (Ликвидация голода): «низкий уровень недоедания», «острое отсутствие продовольственной безопасности ощущают лишь 0,3% населения России». Независимые эксперты оценивают качество и безопасность продуктов питания, развитие устойчивого сельского хозяйства. Так, в улучшении качества и разнообразия питания нуждаются 20,9 млн россиян с доходами ниже прожиточного уровня; не приняты законодательные меры по сокращению образования пищевых отходов; нет плана адаптации сельского хозяйства к изменениям климата.
Официальная позиция часто строится вокруг темы достаточности усилий. Гражданское общество призывает быть более амбициозными, стремиться к большему прогрессу. Например, не довольствоваться достигнутыми успехами отечественной системы образования (ЦУР4 – Качественное образование), а направить усилия на улучшение условий труда педагогов, индивидуализацию и цифровизацию учебных процессов, расширение доступа к качественному образованию для ряда групп населения.
Представители гражданского общества сформулировали конкретные рекомендации, как можно увеличить прогресс в достижении каждой из 17 целей, какие есть возможности для сотрудничества гражданского общества и государства.

Продолжение статьи по ссылке: https://te-st.ru/2020/07/09/global-goals/

Автор Наталия Фреик